История - это постоянная смена жизни...


Выступая на юбилейном вечере, посвященном 90-летию Л.Н.Гумилева в Российском Фонде культуры Никита Михалков пояснил: "Именно благодаря Льву Гумилеву мы получили уникальную возможность ощутить, что Россия - единственная на земном шаре "институция", которая является реальным мостом между Европой и Азией. Гумилев утверждал, что через нас прошла и культура Востока, и цивилизация Запада... По Гумилеву, цивилизация и культура не есть одно и тоже. Цивилизация - это пользование результатами культуры, а культура - это движение в веках сотен и тысяч поколений... И, в этом смысле исследования Гумилева носят принципиальный характер для развития отечественной науки и духовной среды общества. Гумилев для меня - очень важный маятник, который отсчитывает время нашего существования и нашего понимания прошлого, настоящего и будущего".

Лев Гумилев - Этносфера история людей














       Лев Николаевич Гумилёв - советский историк, истинный энциклопедист,    создатель пассионарной теории этногенеза.
   Прежде чем начать изучение материалов об историке Гумилёве, мы открыли словарь, чтобы найти значение слова "пассионарный" (слово, которое мы никогда и нигде не встречали).
ПАССИОНАРНЫЙ - ая, ое, рен, рна, этн. Выражающий специфическое для каждого этноса внутреннее  и присущее ему (и отдельным его представителям) стремление к обновлению и развитию, осуществляемое  независимо  от внешних обстоятельств. | Термин. термин ввёл в науку Л.Н.Гумилёв.
 Он выдвинул идею о "новом параметре этнической истории", тот, что назвал пассионарностью. Этот термин подразумевает "двигатель" исторического прогресса, образующий в этносе группу людей с "повышенной тягой к действию - пассионариев". Основной работа Гумилева - "Этногенез и биосфера Земли" - продолжительно не публиковался, но стал в научном мире легендарным.
  Сам Гумилёв считал, что к  мысли о биологической способности человека  его подтолкнули работы Владимира Вернадского. Её носители устремлялись в океан вдогонку за Колумбом и покоряли просторы Сибири. По мнению Л.Н.Гумилёва,
к пассионариям принадлежали Суворов и Наполеон.
    Стремление к поискам идеала, к достижению далёкой цели, пускай и жертвой многих жизней, формировало целые народы и меняло ход истории. Широта кругозора учёного позволила связать эту теорию с понятием «кормящий ланшафт», что побуждает осмыслить не только прошлое, но и выстроить перспективы на будущее.
   Хотя многие взгляды ученого вызывали резкую критику его коллег, среди советской интеллигенции они пользовались все большей популярностью. Этому способствовала не только неординарность его идей, но и удивительная литературная увлекательность их изложения. В 1980-е Гумилев стал одним из самых читаемых советских ученых, его труды издавались большими тиражами.
    Историки ценят Гумилева прежде всего как тюрколога, внесшего большой вклад в изучение истории кочевых народов Евразии. Он протестовал против распространенного мифа о том, будто кочевые народы играли в истории исключительно роль грабителей и разрушителей. Взаимоотношения Древней Руси и степных народов  он рассматривал как сложный  процес, от которого каждый народ что-то выигрывал. Такой подход противоречил патриотической традиции, согласно которой монголо-татары якобы всегда являлись непримиримыми врагами русских земель.
  Заслугой Гумилева является внимание к исторической климатологии. Изучая «великие переселения» кочевых народов, ученый объяснял их колебаниями климатических условий – степени увлажненности и средних температур. В советской исторической науке такое объяснение крупных исторических событий не социальными, а естественными причинами казалось сомнительным
После крушения советских идеологических догм, многие идеи Гумилева были открыто приняты российским научным сообществом. В частности, возникла школа социо-естественной истории 

Среди «широкой публики», однако, Гумилев известен не столько как кочевниковед и историк-климатолог, сколько как создатель оригинальной теории формирования и развития этносов. Труд всей жизни учёного "Этногенез и биосфера Земли"
     Труды учёного  продолжают переиздаваться крупными тиражами, но их рассматривают скорее  как своеобразную научную публицистику, чем научные труды в собственном смысле слова.
       . "Хунну", "Древние тюрки. Открытие Хазарии", "Поиски вымышленного царства", "Древняя Русь и Великая Степь", "География этноса в исторический период", "Чтобы свеча не погасла" - это только малая часть работ выдающегося мыслителя Льва Гумилева. Человек поистине энциклопедических знаний, он продвинул российскую науку и философию, создал теории, к подтверждению которых отечественные специалисты приходят только сейчас. Лев Гумилев основал новую область науки - этнографию, соединил ее с психологией, географией и историей. Даже в наше время многие труды Льва Гумилева до конца не оценены, поскольку, как провидец, он далеко ушел за рамки того века, в котором ему довелось жить и творить...

   Материалы, которые нам удалось изучить за этот период очень интересные. Хочется прикоснуться, понять идеи большого учёного, но это дело будущего. Наверное, нам нужно ещё «подрасти», чтобы понять его труды и вступить в спор с теми, кто с чем-то не согласен или полностью принять сторону его сторонников и единомышленников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий