Выступая на юбилейном вечере, посвященном 90-летию
Л.Н.Гумилева в Российском Фонде культуры Никита Михалков пояснил: "Именно
благодаря Льву Гумилеву мы получили уникальную возможность ощутить, что Россия
- единственная на земном шаре "институция", которая является реальным
мостом между Европой и Азией. Гумилев утверждал, что через нас прошла и
культура Востока, и цивилизация Запада... По Гумилеву, цивилизация и культура
не есть одно и тоже. Цивилизация - это пользование результатами культуры, а
культура - это движение в веках сотен и тысяч поколений... И, в этом смысле
исследования Гумилева носят принципиальный характер для развития отечественной
науки и духовной среды общества. Гумилев для меня - очень важный маятник,
который отсчитывает время нашего существования и нашего понимания прошлого,
настоящего и будущего".
Лев Николаевич Гумилёв - советский
историк, истинный энциклопедист, создатель пассионарной теории этногенеза.
Прежде чем начать изучение материалов об историке Гумилёве, мы открыли
словарь, чтобы найти значение слова "пассионарный" (слово, которое мы
никогда и нигде не встречали).
ПАССИОНАРНЫЙ
- ая, ое, рен, рна, этн. Выражающий специфическое для каждого этноса
внутреннее и присущее ему (и отдельным
его представителям) стремление к обновлению и развитию, осуществляемое независимо
от внешних обстоятельств. | Термин. термин ввёл в науку Л.Н.Гумилёв.
Он выдвинул идею о "новом параметре этнической
истории", тот, что назвал пассионарностью. Этот термин подразумевает "двигатель"
исторического прогресса, образующий в этносе группу людей с "повышенной
тягой к действию - пассионариев". Основной работа Гумилева - "Этногенез
и биосфера Земли" - продолжительно не публиковался, но стал в научном мире
легендарным.
Сам Гумилёв считал, что к мысли о биологической способности
человека его подтолкнули работы
Владимира Вернадского. Её носители устремлялись в океан вдогонку за Колумбом и
покоряли просторы Сибири. По мнению Л.Н.Гумилёва,
к
пассионариям принадлежали Суворов и Наполеон.
Стремление к поискам идеала, к достижению
далёкой цели, пускай и жертвой многих жизней, формировало целые народы и меняло
ход истории. Широта кругозора учёного позволила связать эту теорию с понятием «кормящий
ланшафт», что побуждает осмыслить не только прошлое, но и выстроить перспективы
на будущее.
Хотя многие взгляды ученого вызывали резкую
критику его коллег, среди советской интеллигенции они пользовались все большей
популярностью. Этому способствовала не только неординарность его идей, но и
удивительная литературная увлекательность их изложения. В 1980-е Гумилев стал
одним из самых читаемых советских ученых, его труды издавались большими
тиражами.
Историки ценят Гумилева прежде всего как
тюрколога, внесшего большой вклад в изучение истории кочевых народов Евразии.
Он протестовал против распространенного мифа о том, будто кочевые народы играли
в истории исключительно роль грабителей и разрушителей. Взаимоотношения Древней
Руси и степных народов он рассматривал
как сложный процес, от которого каждый
народ что-то выигрывал. Такой подход противоречил патриотической традиции,
согласно которой монголо-татары якобы всегда являлись непримиримыми врагами
русских земель.
Заслугой Гумилева является внимание к
исторической климатологии. Изучая «великие переселения» кочевых народов, ученый
объяснял их колебаниями климатических условий – степени увлажненности и средних
температур. В советской исторической науке такое объяснение крупных
исторических событий не социальными, а естественными причинами казалось
сомнительным
После
крушения советских идеологических догм, многие идеи Гумилева были открыто
приняты российским научным сообществом. В частности, возникла школа
социо-естественной истории
Среди
«широкой публики», однако, Гумилев известен не столько как кочевниковед и
историк-климатолог, сколько как создатель оригинальной теории формирования и
развития этносов. Труд всей жизни учёного "Этногенез и биосфера Земли"
Труды учёного продолжают переиздаваться крупными тиражами,
но их рассматривают скорее как
своеобразную научную публицистику, чем научные труды в собственном смысле
слова.
. "Хунну", "Древние
тюрки. Открытие Хазарии", "Поиски вымышленного царства",
"Древняя Русь и Великая Степь", "География этноса в исторический
период", "Чтобы свеча не погасла" - это только
малая часть работ выдающегося мыслителя Льва Гумилева. Человек поистине
энциклопедических знаний, он продвинул российскую науку и философию, создал
теории, к подтверждению которых отечественные специалисты приходят только
сейчас. Лев Гумилев основал новую область науки - этнографию, соединил ее с
психологией, географией и историей. Даже в наше время многие труды Льва
Гумилева до конца не оценены, поскольку, как провидец, он далеко ушел за рамки
того века, в котором ему довелось жить и творить...
Материалы, которые нам удалось изучить за
этот период очень интересные. Хочется прикоснуться, понять идеи большого
учёного, но это дело будущего. Наверное, нам нужно ещё «подрасти», чтобы понять
его труды и вступить в спор с теми, кто с чем-то не согласен или полностью
принять сторону его сторонников и единомышленников.
Источники
3. Книга
"Лев Гумилёв" http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/140084/Lavrov_-_Lev_Gumilev__Sud%27ba_i_idei.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий